Главная » 2017 » Декабрь » 19 » Программа формирования коммуникативной культуры учащихся "Мы - вместе"
14:29
Программа формирования коммуникативной культуры учащихся "Мы - вместе"

МБОУ «Первомайская ООШ» - 2017 год

 

Программа формирования коммуникативной культуры учащихся 9 классов

«Мы – вместе»

(дискуссионный клуб)

                                                      

Пояснительная записка

       Когда ребенок из начальной школы переходит в основную, у него меняется   ведущий тип деятельности. По словам Л.С. Выготского, главным в жизни подростка становится общение. Для учащихся старших  классов  становится важным мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, что именно тогда  дети начинают задумываться о том, почему у некоторых  ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли  считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и  многими другими вопросами.

      Именно в общении   подростки усваивают нравственные  нормы, типичные для общества в целом и  конкретной социальной среды. Именно в общении формируются  продуктивные поведенческие навыки.

      Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися  среднего звена и является  первой  частью по социализации личности подростка. На занятиях по программе подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов  поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

      Занятия проводятся раз в месяц на классных часах. Программа  предполагает тесное взаимодействие с психологом, педагогом, библиотекарем.

     Ведущие идеи  программы:

  • приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников  как основы для овладения нравственными ценностями  личности;
  • формирование  коммуникативной компетенции в школьниках  облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;
  • толерантность  пронизывает все стороны коммуникации, помогая  с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках  окружающих;
  • мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;
  • коммуникативная культура человека  снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;
  • развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».

 

Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

 

Задачи:

  • усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;
  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;
  • формировать толерантное отношение  к  миру в целом, к конкретным людям;
  • создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.

 

Необходимые  педагогические условия:

  • постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;
  • активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;
  • педагогическая поддержка классным руководителем подростков;
  • создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов и рефлексии);
  • создание воспитывающей среды  в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;
  • принятие законов класса и законов взаимодействия в тренинговой или игровой группе;
  • этическая защита учащихся и сохранение их тайн.

 

Методы и формы работы:

  • социально-психологические тренинги межличностной  коммуникации;
  • организационно-деятельностные игры;
  • дыхательные и двигательные упражнения;
  • методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).

 

В основе занятий лежат следующие принципы:

  • этичное отношение к личности;
  • эмпатическое понимание мира подростка;
  • конструктивное общение;
  • интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
  • необходимость выслушивать всех желающих;
  • конфиденциальность;
  • диалогичность и рефлексия;
  • добровольность.

 

Общая структура занятия включает следующие разделы:

  • приветствие – позволяет  сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и  взаимопринятия;
  • разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное  напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;
  • основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы  и личностно-ориентированной  ситуации;
  • рефлексия занятия – предполагает обмен  мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.

 

Прогнозируемые результаты:

  • подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;
  • учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
  • разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над  собой;
  • у ребят сформируется  потребность обращаться  к своему  внутреннему миру, анализировать  собственные поступки, рефлексировать;
  • будет создана  устойчивая система классного самоуправления.

 

Концептуальная модель воспитательной системы класса

 по развитию коммуникативной культуры школьников

Коммуникативная культура школьников

 

Ценностно-целевой компонент

 

Субъект-субъектный компонент

 

Содержа-тельный компонент

 

Процессуаль-

но-коммуни-кативный

компонент

 

Диагностико-результатив-ный компонент

 

 

 

 

 

- цели и задачи развития коммуника-тивной культуры;

- приоритетные  идеи построения воспитательной системы класса;

-коммуникати-вная культура как основа нравственных ценностей

- учащиеся класса;

- классный руководитель, психолог, социальный педагог, школьный инспектор, библиотекарь;

- родители класса;

- другие значимые взрослые

- программа воспитания коммуникатив-

ной культуры

через систему тематических занятий;

- социально-психологичес-кий   тренинг как системооб-разующий вид деятельности;

- аспекты личностного роста;

- совместная деятельность субъектов программы

- формы и методы воспитательного воздействия;

- отношения учащихся и взрослых в классном сообществе;

- внешние и внутренние связи коммуникации;

- развитие классного самоуправления

- способы и методики изучения  классного коллектива;

- критерии и показатели эффективности результатов

воспитательного воздействия;

- анализ и оценка результативности

 

Тематический план

Тема

Цели

 Тип занятия

1

Пойми меня!

Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника

Социально-психологический тренинг

2

Я познаю себя

Мотивация учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков

Социально-психологический тренинг

3

Как поступить, если…

Обучение способам поведения в различных ситуациях  в подростковой среде

Организационно-деятельностная игра  (Девочки и мальчики отдельно)

4

 Мир вокруг меня

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Социально-психологический тренинг

5

 Закон № 1539 в моей жизни

Исполнение Закона № 1539,  профилактика правонарушений  и отклоняющегося поведения среди младших подростков.

Организационно-деятельностная игра

6

Быть толерантным просто

Развитие коммуникативных навыков,  доброжелательного отношения друг к другу

Социально-психологический тренинг

7

Как не ошибиться в выборе друзей

Формирование навыков эффекти-вного межличностного общения, правила настоящей дружбы

Социально-психологический тренинг

8

Вежливость – привилегия великих

Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости   и эффективному межличностному общению

Организационно-деятельностная игра

9

Что мы ценим в людях и в себе

Развитие  позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия

Просмотров: 71 | Добавил: Schule | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: