Учебный план на 2017-18 учебный год                      

  Начальное образование 1-4 классы           
Предметные области Учебные предметы Кол-во часов    
    I II III IV  
Обязательная часть          
Русский язык и  Русский язык 5 5 5 5  
литературное чтение Литературное чтение 4 4 4 4  
Иностранный язык Иностранный язык (английский)   2 2 2  
Математика и  Математика 4 4 4 4  
информатика            
Обществознание и  Окружающий мир 2 2 2 2  
естествознание (окр. мир)            
Основы релиогиозных культур и светской этики ОРКСЭ (ОПК)       1  
Исскуство Музыка 1 1 1 1  
  Изобразительное искусство          
Технология Технология 1 1 1 1  
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3  
Итого   20 22 22 23  
Школьный компонент 0 3 3 2  
Индивидуально-групповые занятия "Дружим с математикой"   1 1 1  
Индивидуально-групповые занятия "Пишу красиво и грамотно"   1 1 1  
Учебный модуль Информатика и ИКТ   1 1    
ИТОГО   20 25 25 25  
             
Основное общее образование 5-9 классы (перешедшие на ФГОС ООО)
Предметные области Учебные предметы Количество часов
    V VI VII VIII IX
Обязательная часть 27 29 30 32 32
Русский язык  Русский язык 5 6 4 3 3
и литература Литература 3 3 2 2 3
Иностранный язык Иностранный язык 3 3 3 3 3
Математика и  Математика  5 5      
информатика алгебра     3 3 3
  геометрия     2 2 2
  информатика     1 1 1
Общественно-научные История 2 2 2 2 3
предметы Обществознание   1 1 1 1
  География 1 1 2 2 2
Естественно-научные Биология 1 1 1 2 2
предметы физика     2 2 3
  химия       2 2
Искусство Музыка 1 1 1 1  
  Изобразительное искусство 1 1 1 1  
Технология Технология 2 2 2 1  
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3
и Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ       1 1
Школьный компонент 5 4 5 4 4
Учебный модуль ОБЖ 1 1 1    
Учебный модуль информатика и ИКТ 1 1     1
Учебный модуль биология   1 1    
Учебный модуль Наглядная геометрия 1 1      
Учебный модуль обществознание 1        
Спец. курс ОДНКР 1        
Краеведение  "География Оренб. области"       1  
Краеведение географическое     1    
Предпрофильный курс Твой выбор         1
Предпрофильный курс Основы программирования       1  
Индивидуально-групповые занятия по русскому яз.  "Языкознание"     1 1 1
Индивидуально-групповые занятия по матем. "Математический практикум"     1 1 1
ИТОГО   32 33 35 36 36
             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план является нормативным правовым актом,устанавливающим перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей поклассам (годам обучения). Учебный план состоит из двух частей (начальная и основная школы). Учебный план МБОУ «ПООШ» составлен на основе приказа МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» от 28.08.2017, в соответствии с приказом министерства образования Оренбургской области от 03.08.2017  №01-21/1557 «О формировании учебных планов образовательных организаций Оренбургской области в 2017-18 уг», который разработан в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов:

- формирование учебных планов согласно приказу от 13.08.2014 №01-21/1063 (в редакции от 06.08.2015 №01-21/1742) «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области»;

- при распределении часов вариативной части УП: приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2014 «Об утверждении федерального базисного УП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования», письмо Мин. образования и науки РФ от 4.03.10 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

сформирован в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для 5 - 6 классов образовательных организаций, а также для 7 - 9 классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016-2017 учебном году);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС с ОВЗ);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС с ИН);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015

обеспечивает выполнение гигиенических требований:

утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.

МБОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа» является инновационным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет государственную политику и реализует федеральные, региональные, местные и локальные программы в области образования.

Учебный план для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующий ФГОС второго поколения, фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов инаправлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения вэкстремальных ситуациях;

• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

В связи с тем, что образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.), часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), использовано:

2-4 классы: по одному часу на индивидуально-групповые коррекционные занятия по русскому языку «Пишу красиво и грамотно», по математике «Дружим с математикой». Данный курс обеспечен программно-методическими материалами и разработаны с целью реализации системно-деятельностного подхода, предполагают личностное развитие обучающегося по данным предметам. На занятиях используются рабочие тетради (с аналогичными названиями), что обеспечивает индивидуальный подход и темп в обучении и (или) коррекции знаний по предмету. При проведении занятий класс делится на две подгруппы (по уровню обучения). Учитель начальных классов проводит занятие с одной подгруппой, вторая подгруппа находится на уроке «Информатика и ИКТ».  

 Проектно-исследовательская деятельность (1-4 классы), направленная на формирование общеучебных умений и навыков, включена в темы учебных занятий ИЗО, технология, окружающий мир, информатика. В рамках внеурочной работы проходит защита проектных работ, участие в конкурсах по направлению.

По приказу N 74 от 01.02.2012   Минобрнауки России в обязательную часть УП 4 класса введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», по заявлению родителей в рамках курса изучается модуль «Основы православной культуры».

При проведении занятий по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется

деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек. Таким образом, деление присутствует во 2-4 классах.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации. (См. Приложение к пояснительной записке). Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирова­ния, а также широким спектром логических действий и опера­ций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Режим работы учащихся 1-4 классов:

1 класс: Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);

           организуется в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

           обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) будут проводиться в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков будет направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся.

Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).

2-4 классы: продолжительность учебной недели –6 дней, учебного года - 34 недели; продолжительность урока составляет 40 минут.

            Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся 2-4 классов:

В соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестацией обучающихся МБОУ «Первомайская ООШ» предусмотрены следующие формы промежуточного контроля:

- комплексные и/или предметные контрольные работы (входная, на конец 1 полугодия, на конец учебного года);

- мониторинг сформированности УУД (один раз в год).

            Промежуточная аттестация осуществляется по учебным четвертям.

            За курс начальной школы, в конце 4 класса выполняется ВПР (Всероссийская проверочная работа).

Учебный план для 5-9 классов (реализующий ФГОС второго поколения) состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.

Часть учебного плана, школьный компонент, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения.

Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на

учебный модуль:

  • ОБЖ (по одному часу в 5-7 классах).  Авторская программа  и учебник для 5-7 классов Смирнова, реализующих ФГОС второго поколения. Курс призван создать непрерывность обучения ОБЖ в 5-9 классах;
  • информатика в 5, 6, 9 классах. Курс призван создать непрерывность обучения информатики в 5-9 классах. Курс обеспечен линией УМК Л.Л. Босовой. Таким образом, в 9 классе на предмет «Информатика» отведено 2 часа, что позволяет обеспечить подготовку школьников к сдаче экзамена за курс основной школы в формате ГИА. Предусмотрено деление класса на 2 подгруппы (по списку в журнале): 5 кл – 20 чел, 6 кл – 20 чел, 7 кл – 23 чел.;
  • увеличение учебных часов на предмет биология в 6-7 классах, вызвано необходимостью реализации в полном объеме в соответствии с авторской программой по предмету и УМК;
  • наглядная геометрия  позволит начать знакомство с предметом «геометрия» учащихся 5-6 классов. Собрать воедино и систематизировать  геометрический материал курса «математика – 5 и 6», что в дальнейшем позволит обеспечить подготовку школьников к сдаче экзамена за курс основной школы в формате ГИА. Также курс решает задачи пропедевтической подготовки  к наиболее сложным разделам предмета «геометрия» в 7-9 классах;
  • обществознание в 5 классе.  Курс призван создать непрерывность обучения обществознания 5-9 классах. Курс обеспечен линией УМК под редакцией А.И. Кравченко. Таким образом, в 5-9 классе на предмет «обществознание» отведено по 1 часу, что позволяет обеспечить подготовку школьников к сдаче экзамена за курс основной школы в формате ГИА;

спецкурс:

  •  ОДНКР «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе организован для освоения знаний основных норм морали, культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Курс служит продолжением предмета ОРКСЭ (4 класс), содержит краеведческую направленность, вопросы духовно-нравственной культуры;

краеведение:

  • краеведение (географическое) в 7-8 кл. отводится на изучение географии Оренбургской области. Программа составлена по учебно-методическому пособию под редакцией А.А.Чибилева «География Оренбуржья», рекомендованному в Оренбургской области. Курс обеспечивают интересы и потребности участников образовательного процесса, способствует организации работы учащихся в библиотеках и музеях, в 9 классе курс имеет продолжение в рамках предмета «география»;

индивидуально-групповые занятия:

  • по русскому языку «Языкознание» (7-8 кл), по матем призваны обеспечить дополнительную работу со слабоуспевающими учащимися, подготовку способных учащихся к предметным олимпиадам, выполнение проектных и исследовательских работ, подготовку к итоговой аттестации.

Режим работы учащихся 5-9 классов:

 продолжительность учебной недели –  6 дней, учебного года - 34 недели; продолжительность урока составляет 40 минут.

            Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся 5- 9 классов:

В соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестацией обучающихся МБОУ «Первомайская ООШ» предусмотрены следующие формы промежуточного контроля:

- административные контрольные работы (входная, на конец 1 полугодия, на конец учебного года);

- вместе с тем реализуется региональная система оценки качества образования:

            В апреле в 4-5-6 классах проводится ВПР           

В конце 7-8 класса проводится региональный экзамен по русскому языку и математике.

            За курс основной школы, в 9 классе проводится ГИА в форме ОГЭ (обязательные экзамены: русский язык и математика и два предмета по выбору).

Промежуточная аттестация осуществляется по учебным четвертям.

Предпрофильная подготовка.

Школа осуществляет предпрофильную подготовку в 7-9 классах.

Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения. При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки предусмотрено следующее:

  • Набор предлагаемых курсов носит вариативный характер. Набор курсов по выбору (их «ассортимент») в школе был намечен в конце прошлого учебного года, на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся, собеседований с ними;
  • Содержание курсов предпрофильной подготовки построено на основе системно-деятельностного подхода.

Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на следующие два основных вида:

Предметно ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные) курсы:

Задачи курсов данного типа:

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.
  • Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
  • Создать условия для подготовки к экзаменам, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбора профиля.

Таким образом,

-->