Образование для жизни

Наименование Программы

Целевая комплексная программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская основная общеобразовательная школа» -  «Образование для жизни».

Разработчики Программы

Педагогический коллектив школы, педагогический совет, администрация Первомайской основной школы.

Исполнители Программы

Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы.

Научно-методические основы Программы

При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах.

Программа разработана в соответствии с основными положениями, нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений на территории РФ:

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

Информационно-аналитический этап.

  • Результаты, достигнутые реализацией ПРОУ школы 2009-2014
  • Инновационный потенциал ОУ.
  • Проблемный анализ состояния школы.
  • Особенности управления школой.
  • SWOT-анализ состояния школы.

Проектировочный этап.

  • Цели и задачи Программы развития.
  • Подготовка текста программы развития.

Организационный этап.

  • Обсуждение программы развития.
  • Принятие на педсовете Программы развития.

Инновационный статус ОУ

Региональная экспериментальная площадка по введению федерального государственного образовательного стандарта ООО

 

Муниципальная экспериментальная площадка по введению федерального государственного образовательного стандарта ООО

 

Экспериментальная площадка по внедрению в практику работы образовательных учреждений Оренбургской области системы учебников «Алгоритм успеха» издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»

 

Базовая (опорная) площадка по внедрению и апробации спецкурсов по основам православной культуры в рамках ФГОС

Кем и когда присвоен статус опытно-экспериментальной площадки или лаборатории

(№ и дата распоряжения, приказа), срок действия статуса

Региональная экспериментальная площадка по введению федерального государственного образовательного стандарта ООО,   приказ Министерства образования № 01/20-621 от 13.04.2012

 

Муниципальная экспериментальная площадка по введению федерального государственного образовательного стандарта ООО, приказ № 01/10-39-1 от 16.04.2012

 

Экспериментальная площадка по внедрению в практику работы образовательных учреждений Оренбургской области системы учебников «Алгоритм успеха» издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ», письмо РЦРО № 01-08/101 от 07.02.2013

 

Базовая (опорная) площадка по внедрению и апробации спецкурсов по основам православной культуры в рамках ФГОС (с 1-го класса). Приказ министерства образования Оренбургской области № 01/20-1124 от 29.08.2011

ФИО научного руководителя (консультанта) ОУ,             звание, должность, основное место работы

Ганаева Елена Аркадьевна – д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления ИПК и ППРО ФГБОУ ВПО «ОГПУ»

 

Качаева Надежда Михайловна- зам. Начальника МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области (координатор на муниципальном уровне)

 

Шпинева Юлия Ивановна – кандидат исторических наук, ведущий специалист отдела дополнительного образования и воспитания Мин. Образования Оренбургской област

Особенности управления школой

Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления. Высшим органом самоуправления является конференция, которая проводится один раз в год – в сентябре. Коллективным органом общественно-профессионального самоуправления является Педагогический совет. В управление школой включен орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Непосредственное управление школой осуществляет директор. Административное управление осуществляют директор и его заместители. Основной функций директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Педагогический совет, Родительский комитет, Совет старшеклассников и Совет школы.

Проблемный анализ состояния школы

Проблемы, на решение которых направлена Программа развития

Программа развития на 2014-2018 гг. была разработана в 2013 году. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой для разработки данной Программы развития. 

Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» повышение качества образования, его доступность и эффективность потребовали конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества.  

Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе государственной итоговой аттестации. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной для школы проблемой является проблема кадрового потенциала. Проблема заключается в необходимости освоения и эффективного использования эффективных образовательных технологий, активных методов обучения педагогами школы. Проблема здоровьесбережения существует в нашей школе так же, как и в других школах района.  Проблема занятости ребёнка во внеучебное время, развития творческих способностей разных детей является особо актуальной.

Важной проблемой, которую призвана решать настоящая Программа развития, является проблема открытости и эффективности образовательного учреждения, продолжение демократизации школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги  и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают систему взаимодействия органов самоуправления школы. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение о создании программы развития по теме «Образование для жизни» на период 2014-2018 годов.

Цель и задачи Программы развития

Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей повышению качества образования и формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Задачи:

  1. обеспечение прав ребёнка на доступное и качественное образование:
  • изменение методов, технологий обучения, расширение  информационно-коммуникационных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;
  • формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;
  • формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной;
  • разработка системы школьных стандартов и критериев оценки результативности образования учащихся классов профильной направленности.
  • совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников;
  • развитие материально-технической базы;
  • повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием.
  1. обеспечение условий по организации образовательного пространства школы  расширяющего возможности развития «разного ребёнка»:
  • расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся;
  • удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
  1. совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание службы здоровья школы:
  •   создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
  • создание безопасных условий труда и учёбы.
  1. построение открытой и эффективной школы.
  • построение образовательной практики с учетом региональных социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, району, области, России, в том числе, через историко-краеведческую деятельность;
  • организация школьной образовательной среды через инновационный проект «Школьный видеоцентр»;
  • повышение эффективности государственно-общественных форм управления.

Целевые проекты Программы развития школы

Проект «Доступное и качественное образование»

В рамках проекта объединены направления стратегии развития системы образования «Доступность качества», «Кадровый капитал», «Профессия и карьера».

Цель проекта

Обеспечение повышения доступности и качества образования в школе.

Задачи

  • обеспечить условия для достижения уровня образования в соответствии с  государственными образовательными стандартами, подтвержденного результатами ГИА ОГЭ;
  • обеспечить условия для профессиональной ориентации учащихся;
  • обеспечить условия для повышения квалификации учителей в области современных педагогических технологий, в том числе через дистанционное обучение.

№ п/п

Сроки гг.

Основное содержание работы

Исполнители

  1.  

2014

Введение ФГОС начального образования,

1 класс

2 класс

3 класс

Зам. директора по УВР

Учителя нач. кл

  1.  

2014

Внесение корректив, дополнений, приложений  в  образовательные программы НОО, ООО

Зам. директора по УВР

  1.  

2014

Введение ФГОС основного образования,

5 класс

6 класс

Зам директора по УВР

Учителя-предметники

  1.  

2014

Введение новых форм повышения квалификации педагогов, в том числе, дистационных

Зам. директора по УВР

  1.  

2014

Обеспечение обучающихся учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС

директор

  1.  

2015

Введение ФГОС начального образования,

4 класс

Введение ФГОС основного образования,

7 класс

Зам. директора по УВР

Учителя-предметники

  1.  

2015

Развитие взаимодействия педагогов с педагогами других образовательных учреждений через социально-методические сети

Учителя школы

  1.  

2016

Введение ФГОС основного образования,

8 класс

Зам. директора по УВР

  1.  

2017

Введение ФГОС основного образования,

9 класс

Зам. директора по УВР . предметники

  1.  

2014-2018

Формирование у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды.

Классные руководители

  1.  

2014-2018

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”) (5-8 классы)

Учителя основной школы

  1.  

2014-2015

Разработка школьной системы оценки качества с привлечением общественности

педагогический совет

  1.  

2018

Проведение итогового мониторинга выполнения программы развития

ЗУВР

  1.  

2014-2018

Релизация проекта «Школьный видеоцентр» как средство организации образовательной среды

Творческие группы учителей

  1.  

2014-2018

Развитие материально-технической базы в соответствии с ФГОС

директор

  1.  

2014-2018

Совершенствование работы медиатеки: комплектация медиатеки новыми мультимедийными продуктами

Учитель информатики

  1.  

2014-2018

Проведение тематических и предметных брейн-рингов (7-8 кл.)

Учителя основной школы

  1.  

2014-2018

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям (8-9 классы)

Учителя основной школы.

Классные руководители

Ожидаемые результаты

  • Повышение качества образования при введении ФГОС.
  • Создание оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и родителями.
  • Реализация данной целевой программы позволит сформировать единое коллективное мнение по поводу новых целей деятельности школы, обеспечит согласование позиций всех субъектов образовательного процесса. Коллективное исследование социальной реальности  имеет важный образовательный результат, обеспечивая внутрикорпоративное повышение квалификации коллектива.
    Коллективное проектирование образа желаемой организационной культуры и работа по достижению этого состояния обеспечат повышение эффективности управления образовательным учреждением; будут способствовать ориентации школы на запросы внешней среды и формированию позитивного имиджа школы на рынке образовательных услуг.

Проект «Образование для развития личности»

Цель проекта:

Обеспечение условий по организации образовательного пространства школы  расширяющего возможности развития «разного ребенка»: способного, одаренного, талантливого, с ограниченными возможностями здоровья, опекаемого ребенка и ребенка из многодетной семьи.      

№ п/п

Сроки гг.

Основные содержание работы

Исполнители

1.

2014-2018

Обновление содержания дополнительного образования (отбор содержания с учетом востребованности направленностей; поиск методов, форм и технологий обучения для вовлечения в деятельность творческих объединений обучающихся всех возрастов).

Педагоги и воспитатели

2.

2014-2018

Развитие системы поддержки и сопровождения способных, одаренных и талантливых детей (создание индивидуальных образовательных маршрутов, корректировка образовательных программ дополнительного образования детей, в том числе, военно-патриотической, научно-технической и естественно-научной направленностей).

Педагоги и воспитатели

3.

2014-2018

Создание условий для образовательного процесса  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья,  опекаемым и из многодетных семей, детям из «группы риска».

ЗУВР

Педагоги и воспитатели

4.

2014-2018

Внедрение технологии проектного обучения как системообразующей технологии дополнительного образования (

ЗВР

Педагоги и воспитатели

5.

2014-2018

Внедрение критериев оценки качества образования как результата образователь-ного процесса творческих детских объеди-нений, включая самооценку обучающихся.

ЗВР

Педагоги и воспитатели

 

Ожидаемые результаты:

  1. Создание индивидуальных образовательных маршрутов, корректировка программ.
  2. Отбор адекватных форм и методов обучения, оптимизация учебно-воспитательного процесса основных образовательных программ.
  3. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  4. Создание системы школьной оценки качества основного и дополнительного образования.
  5. Переход к договорным отношениям в системе образования между  семьей, школой  и отделением дополнительного образования.

Проект «Школа  – территория здоровья»

Цель проекта:

Создание условий для здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здорового образа жизни педагога и обучающегося, организации здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения, внедрение показателей динамики здоровья детей при оценке результатов обучения и деятельности творческих детских объединений.

Задачи:

  • Создать комфортную школу с здоровьесберегающими технологиями организации образования и образовательной инфраструктуры (образовательная среда – в здоровьесберегающих технологиях).
  • Добиться здоровья «тела и духа» через межведомственную составляющую здоровьесбережения (спорт, культура, молодежная политика, здравоохранение, образование).
  • Снизить риски профессионального выгорания учителя

№ п/п

Сроки гг.

Основные направления работы

Исполнители

1.

2014-2018

Построение внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность обучающихся:

-активизация деятельности службы здоровья школы с участием родительской общественности,         

-внедрение в образовательный процесс здоровьесозидающих технологий обучения и воспитания,

-построение научно обоснованного учебного режима  школы на основе функциональной диагностики состояний  обучающихся;

-обеспечение качественной организации сбалансированного горячего питания;

-обеспечение двигательной активности обучающихся во время образовательного процесса,

-обеспечение оптимизации учебной нагрузки  обучающихся,

- санитарно-гигиеническое обеспечение  образовательного процесса школы.

Служба здоровья ОУ

2.

2014-2018

Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры обучающихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей:

-содействие укреплению здоровья обучающихся и педагогов на основе разработки их индивидуальных оздоровительных программ,

-мониторинг здоровья и образа жизни обучающихся и педагогов, качества здоровьесозидающей среды школы.

СЗОУ

3.

2014-2018

Создание условий для оздоровления обучающихся и педагогов:

-валеологическое и медико-социальное сопровождение ослабленных обучающихся и педагогов,

-медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса,

-совершенствование образовательных технологий и методики формирования физической, информационной, экологической, психологической, валеологической  культуры  обучающихся и педагогов,

-обеспечение оздоровительной инфраструктуры школы, 

-углубленная диагностика состояния здоровья и образа жизни  обучающихся, педагогов.

СЗОУ

 Ожидаемые результаты:

1.  Повышение готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья обучающихся, формированию здорового образа жизни.

  1. Формирование у педагогов навыка реализации здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения, образованию обучающихся в области здоровья и здорового образа жизни.
  2. Повышение мотивации родителей в формировании здорового образа жизни детей, становления здоровой и социально благополучной семьи.
  3. Повышение двигательной активности обучающихся, мотивацию детей к активным занятиям спортом и физической культурой.
  4. Повышение уровня культуры здоровья обучающихся посредством различных моделей обучения и воспитания, тенденции к снижению роста заболеваемости.
  5. Привлечение родителей к спортивно-оздоровительной работе в школе

Проект «Открытая и эффективная школа»

Цель:

Создание организационно-педагогических условий для открытой и эффективной школы.

Задачи:

  • Реализовать общественно-государственное управление в образовании: родители, общественные организации, бизнес, исполнительные органы власти, профессиональные сообщества.
  • Способствовать внедрению в практику школьной жизни образовательных сетей социальных сетей; межотраслевые (межведомственные) объединения, реализующие образовательно-воспитательные задачи.
  • Обеспечить инновационное развитие школы через работу школы в режиме опытно-экспериментальной площадки.
  • Построить эффективную модель организации образовательного пространства на основе реальных и виртуальных образовательных ресурсов.

№ п/п

Сроки гг.

Основное содержание работы

Исполнители

  1.  

2014

Начало внедрения свободно распространяемого программного обеспечения в информационную среду школы

Зам. директора по УВР  учитель информатики

  1.  

2015

Составление программы проектной деятельности по созданию виртуальных экскурсий. Разработка виртуальных экскурсий

Творческие группы  учителей и педагогов

  1.  

2015

Разработка методики использования виртуальных экскурсий в учебно-воспитательном процессе

Педагоги

учителя школы

  1.  

2016-2017

Публикации в научно-методических журналах и в социально-методических сетях

Заведующий экспериментальной площадкой

  1.  

2014-2018

Еженедельное обновление сайта школы

Ответственный за ведение сайта

  1.  

2014-2018

Проведение форумов и голосований родительской общественности

Зам. директора по УВР

  1.  

2014-2018

Организация участия школьников в дистанционных олимпиадах

Зам. директора по УВР, учителя школы

  1.  

2014-2018

Ежегодное представление Публичного отчёта школы на сайте ОУ или в печатном виде

Зам. директора по УВ

Ожидаемые результаты:

  1. Создание общественно-государственного управления школой.
  2. Широкое использование образовательных социальных сетей в практике школьной деятельности.
  3. Обеспечение инновационного развития школы за счёт работы в режиме опытно-экспериментальной площадки.
  4. Построение эффективной модели образовательного пространства.

Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

  1. повышение качества и доступности общего образования
  • выравнивание возможностей учащихся в получении качественного образования;
  • повышение функциональной грамотности и компетентности выпускников школы (рост уровня грамотности, математической и естественно-научной компетентностей);
  • обновление учебно-материальной базы учреждения образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования школы, оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам);
  • улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования;
  1. Оптимизация образовательного пространства школы
  • развитие «разного ребенка»: талантливого, способного, одаренного, с ограниченными возможностями здоровья, опекаемого ребенка и ребенка из многодетной семьи;
  • расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей;
  1. Здоровьесберегающая среда, способствующая здоровьесбережению;
  2. Открытая и эффективная школа
  • расширение социального партнерства;
  • разработка и внедрение инновационных продуктов;

развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования

Главная