Программа и расписание внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО  понимаем образовательную деятельность,  осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО.  В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ «Первомайская ООШ» используется план внеурочной деятельности -  нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения). В своей деятельности МБОУ «Первомайская ООШ» ориентируется, прежде всего на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны.

            План внеурочной деятельности составлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования",  письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03», «Санитарно-эпидемиологические требования к общеобразовательным учреждениям СанПиН 2.4.2.2821-10».

Внеурочная деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого, включая ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • расширение общекультурного кругозора;
  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • участие в общественно значимых делах;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • создание пространства для межличностного общения.

Организация внеурочной деятельности учащихся:

 обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе;

 обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся, их личностную значимость;

 дает шанс каждому открыть себя как личность;

 предоставляет ученику возможности творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;

 побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,

 сочетает в процессе деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы деятельности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся

 При организации внеурочной деятельности детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:

Принцип учѐта потребностей обучающихся и их родителей.

Принцип преемственности.

Принцип деятельного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребѐнка.

Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.

Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения .

Принцип открытости. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребѐнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Объем внеурочной деятельности для обучающихся определен ФГОС и составляет до 1350 часов за четыре года обучения. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет ОУ самостоятельно (до 10 часов в неделю), исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы НОО и ООО на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Планируемый объем внеурочной деятельности по годам обучения

№ п/п

направление внеурочной деятельности

1 класс/

33 нед.

 2 класс/

34 нед.

 3 класс/

34 нед.

4 класс/

34 нед.

за 4 года обучения

1

спортивно-оздоровительное

2

2

2

2

8

2

духовно-нравственное

2

2

2

2

8

3

социальное

2

2

2

2

8

4

общеинтеллектуальное

2

2

2

2

8

5

общекультурное

2

2

2

2

8

 

Итого

10

10

10

10

1350

Занятия проводятся в формах, отличных от организационных форм в классно-урочной системе обучения:

  • экскурсии,
  • кружки,
  • секции,
  • круглые столы,
  • конференции,
  • диспуты,
  • школьные научные общества,
  • олимпиады,
  • соревнования,
  • поисковые и научные исследования,
  • общественно- полезные практики,
  • социальное проектирование и т. д.

Таким образом, мы рассматриваем обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих программ внеурочной деятельности. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основываем на выделенных по ФГОС девяти видах внеучебной деятельности (игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность).

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ «Первомайская ООШ»  выбрана базовая организационная модель, согласно которой внеурочная деятельность может быть организована через программы внеурочной деятельности педагогов школы; программы учреждений дополнительного образования детей (ДДТ),  а также учреждений культуры и спорта Первомайского района; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).

Школа также может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность в каникулярное время, через использование возможностей организации отдыха детей и их оздоровления во время тематических лагерных смен, организацию экскурсий, походов, посещение театра, кинотеатра, выставок, музеев и т.д.

С целью создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей. В связи с этим, школа может заключать договора о сотрудничестве со  школой искусств,  центрами дополнительного образования района, спортивными школами для организации занятий с учащимися педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей на базе школы.

Режим организации внеурочной деятельности строится в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся в соответствии с утвержденной программой.

Содержание внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Задачи

Ресурсы

 

Духовно-нравственное

 

 

 

 

 

 

 

- формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа;

- сохранение базовых национальных ценностей российского общества;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование основы культуры межэтнического общения;

 - формирование отношения к семье как к основе российского общества.

МБОУ «Первомайская ООШ», Детская школа искусств, МБУДОД «Дом детского творчества»

Общекультурное

 

- формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

 - приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа;

 - сохранение базовых национальных ценностей российского общества;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 - формирование основы культуры межэтнического общения;

- формирование отношения к семье как к основе российского общества.

МБОУ «Первомайская ООШ», Детская школа искусств, МБУДОД «Дом детского творчества»

Общеинтеллектуальное

-приобретение школьниками социальных знаний

-развитие интеллектуальных способностей

-расширение кругозора детей, развитие воображения.

 -формирование экологического мышления и бережного отношения к природе.

МБОУ «Первомайская ООШ»

социальное

-формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

-формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

-формирование отношения к семье как к основе российского общества;

-воспитание у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

МБОУ «Первомайская ООШ», Детская школа искусств, МБУДОД «Дом детского творчества»

Спортивно – оздоровительное

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

МБОУ «Первомайская ООШ», ДЮСШ, спорткомплекс «Яик», МФОК с ледовой ареной

Расписание занятий по внеурочной деятельности